- И я мечтал, - вспоминает сегодня Иван Васильевич Шубников – помощник начальника отделения отдела военного комиссариата Красноярского края по г. Назарово и Назаровскому району. - В нашей семье армейская тема присутствовала постоянно, была привычной для нас, четверых сыновей. Отец прошёл всю войну артиллеристом. Мои братья один за одним отправлялись на службу и благополучно возвращались. Я был самым младшим, но только мне довелось попасть в десантные войска.
А я к моменту получения повестки закончил строительный техникум, со здоровьем был полный порядок и желание попасть в ВДВ высказал.
В итоге год и восемь месяцев проходил армейскую службу назаровский призывник в Демократической Республике Афганистан. 56-я отдельная десантная штурмовая бригада. Он был сапёром, а по рассказам отца хорошо запомнил, что сапёр ошибается один раз.
Впрочем, однажды осколочное ранение вывело Ивана из строя. Залечивать раны десантника привезли в Союз. А после госпиталя он подал рапорт с просьбой направить для дальнейшего прохождения службы опять же в Афганистан.
- Ну неужели не страшно было? Ведь Вы уже видели ту войну лицом в лицо, уже проводили не один груз-200…
- Да, это было самое тяжёлое – терять ребят. Привыкнуть к этому нельзя. Но как я мог оставаться в Союзе, если мои друзья продолжали воевать? Что бы они обо мне подумали? Не мог я поступить никак иначе, даже представить такого не мог.
И вернулся Иван Шубников к своим сослуживцам. Там гибли во время подрывов на минах-сюрпризах, на изощрённых ловушках его ровесники, обстреливались наёмниками колонны с жизненно необходимыми для мирного населения грузами, туда надо было довезти гуманитарную помощь. И следовало помнить всё, чему учили в школе на уроках начальной военной подготовки, про что твердили в техникуме в допризывные дни, что старались внушить каждому очередному пополнению старослужащие, командиры:
- Не спеши, не высовывайся, не лезь на рожон, не лихачь. Тебя ждут дома.
ВДВ – войска быстрого реагирования, самого быстрого. Здоровье физическое и трезвый ум, умение принять в кратчайший момент правильное решение, грамотно оценить обстановку, предпринять действия в соответствии с поставленными командованием задачами – всё это и есть элитные войска, знаменитые голубые береты, цена которым – молодые жизни отборных парней – гордости отцов и матерей, страны.
- Терять боевых друзей нелегко, осознавать случившиеся потери невыносимо. Бывало, только что вот он с тобой разговаривал, но позвали, отправили, а минут через 20 он уже погиб. Красноярцев в моём призыве не было. Надо сказать, за десять лет в Афганистане не погиб ни один назаровец. Считаю, что это не просто везение. Это отличная военная подготовка прежде всего, высокий класс десантной науки. О дедовщине даже упоминать неуместно. Старослужащие опекали, берегли молодёжь, обучали всему по условиям, по обстановке.
- О чём думалось, когда наши войска выводились из Афганистана? Когда по телевизору показывали Вам лично очень знакомый горный афганский пейзаж? О том, что интернациональный долг исполнен?
- О том, что теперь, слава Богу, больше не будут отправляться оттуда гробы. Наши десантники первыми когда-то вошли в Афганистан. И не только оружие в руках держали, но и отстраивали там разрушенные школы, жилые дома… Но тяжелее груза-200 не было ничего. Второго августа мы поминаем всех.
- А каким было Ваше возвращение после службы в элитных войсках?
- Очень памятным. Я вернулся домой 9 мая, в День Победы.
- И как пошла мирная жизнь?
- Год отработал после армии по своей мирной специальности строителя в УС ГРЭС. А потом меня нашла награда за Афганистан – орден Красной Звезды. Военкомат предложил работу по патриотическому воспитанию молодёжи. С 1985 года я этим и занимаюсь.
- Значит постоянно встречаетесь с подрастающим поколением в разных аудиториях, беседуете с будущими призывниками? Какой вопрос чаще всего они задают Вам?
- А как попасть в ВДВ?
Фото из семейного архива


| 0 |







