Планы по увеличению угольного экспорта связаны, прежде всего, с расширением сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Китаем. Что касается повышения внутреннего спроса, здесь главная надежда угольщиков – на строительство в Сибири новых тепловых электростанций. Сегодня с максимального уровня 1988 года потребление угля в России сократилось на электростанциях и в металлургии в 1,5 раза, в агропромышленном комплексе и ЖКХ, включая население, в 1,4 раза. Уголь, особенно в европейской части страны, был вытеснен природным газом, цена на который, в отличие от угля, регулировалась государством. В ближайшие год-два, как заверяет Правительство, в России произойдет окончательная либерализация газового рынка, что дает шанс углю вновь стать основным топливом для тепловых электростанций.
По словам генерального директора ОАО «СУЭК» Владимира Рашевского, присутствовавшего на совещании, с точки зрения развития угольной промышленности передача электроэнергии из Сибири на Урал и Европу – отличная идея советского времени, которую следует реанимировать. Однако для эффективного развития отрасли необходимо решить еще немало проблем. Среди основных – транспортировка топлива. Тарифы на перевозку угля по железным дорогам составляют 30-40 процентов от его стоимости, что, естественно, не лучшим образом отражается на цене вырабатываемой энергии. Кроме того, исходя из мировой практики частно-государственного партнерства, именно государство должно взять на себя расходы по строительству инфраструктуры в портах, в то время как компании должны предоставлять технологии. В настоящее время частными компаниями построены два угольных порта – в Усть-Луге и Ванино. Так что пока эти вопросы, что называется, «висят в воздухе».
Участники совещания решили продолжить обсуждение, но уже с привлечением представителей всех ведущих угольных и энергетических компаний.


| 0 |







